Вы здесь
Главная > Актуальное > Косовская битва – фундамент сербской нации

Косовская битва – фундамент сербской нации

Косовская битва vidovdan

Сербский национальный праздник «Видовдан» (Видов день) ежегодно отмечается 28 июня. Косовская битва, которая состоялась в этот день в 1389 году, вошла в сознание каждого серба. Тогда сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем сошлось в сражении с многократно превосходящей турецкой армией. Все сербские воины и их благородный правитель погибли в том бою. А Сербия оказалась под османским игом на почти пять столетий. Много веков князь Лазарь почитается в Сербии как национальный герой, а сама Косовская битва вошла в культурный, национальный код каждого серба.

Почему же формально проигранная Косовская битва так почитается в народе? И почему по сути трагическое событие воспевается в гимнах и народных песнях, а князь Лазарь после гибели почти сразу был причислен к лику святых?

Самый важный разговор князя Лазаря

В конце ХIV века громадная турецкая орда, сметая все на своем пути, продвигалась по Европе, завоевывая все новые страны, порабощая народы и облагая данью очередные покоренные государства. Путь этой армады лежал через маленькую Сербию, которую турки хотели пройти почти маршевым шагом, не задерживаясь. Тем более, что Сербия не могла противостоять турецкой армии ни в численности, ни в техническом оснащении. Однако смелым турецким планам не суждено было сбыться. В июне 1389 года произошло решающее сражение с турками на Косовом поле (в 5 километрах от современной Приштины), впоследствии получившее название Косовская битва.

Накануне  сражения князю Лазарю ночью во сне явился Ангел и спросил: что ты выберешь — победу в завтрашнем сражении и процветание Сербии, но до тех пор, пока сам будешь жив или поражение, но тогда сербы останутся православными до конца своих дней? На что князь Лазарь ответил Небесному Посланнику: «Царство земное – кратко и временно, а Царство Небесное – на веки вечные» («земаљско је за малена царство, а небеско увек и довека»). Он сам выбрал Царство Небесное, вечное, и тем самым заключил с Богом «царев завет», известный в народе как «Косовский завет».

Косовская битва: герои против полчищ

О том, как происходила сама битва, сведений сохранилось не очень много. Известно, что в ней приняли участие около 20-25 тысяч сербов, валахов, боснийцев, албанцев, чехов и поляков. Против объединенного сербского войска были 40 тысяч турок. Сражение произошло в долине реки Ситницы меж двух горных хребтов.

В день битвы на рассвете все сербские воины приняли участие в Литургии и причастились. После этого князь Лазарь сам повел свое войско на битву за Веру и Отечество. Бой был неравный. Но сербские воины яростно сражались с превосходящими силами турецкой армии до заката. Князь Лазарь всякий раз оказывался там где наиболее жарко, вдохновляя своим примером своих воинов. По свидетельству летописи, князь «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но враги все же пленили  израненного, истекающего кровью предводителя. Это стало кульминацией битвы на Косовом поле. Постепенно турки начали теснить сербскую армию. И в конце концов одолели храбрых сербов.

Косовская битва – фундамент сербской нации

Сербская армия была разбита и практически полностью уничтожена. Однако, сербы настолько измотали и обескровили турецкую армию, что о дальнейшем продвижении вглубь Балканского полуострова не могло быть и речи. Туркам пришлось вернуться, для того чтобы прийти в себя после чудовищной битвы. Несмотря на отступление, турки, тем не менее, вскоре оккупировали сербские земли. И те на 500 лет оказались под властью Османской империи. А в 1459 году были включены в ее состав.

Князь Лазарь был пленён, изрублен. А потом обезглавлен. Отрубленная голова до сих пор находится в Турции (турки отказываются вернуть её сербам). По одному из преданий, Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда голова князя Лазаря вновь соединится с его мощами.

Когда поражение больше победы.

Возникает вопрос: почему проигравший князь Лазарь является национальным героем и причислен к лику святых?

Косовская битва воспринимается сербами, прежде всего, как жертва, которую сербский народ принес ради своего будущего и ради спасения прочих стран от турецкого нашествия.

Святитель Николай Сербский утверждал, что именно Косовская битва сделала сербов великим народом. Святитель называл Косово «национальной Голгофой», «духовным и нравственным воскресением». Oн неустанно напоминал, что после сражения на Косовом поле турки повернули назад, приостановив дальнейшее шествие вглубь Балканского полуострова. «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, – утверждает святитель Николай, – то оно и победило».

С одной стороны, в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в битве, с которого началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного «Сербского царства». Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира.

Что значит Косовская битва для простых сербов

В сербской исторической традиции принято считать, что Видовдан и неразрывно связанная с ним Косовская битва — своеобразная Голгофа, после которой последовало воскресение сербского народа. Находясь около пятисот лет под османским игом, сербы сумели сохранить национальную культуру, язык, традиции, веру, письменность и обычаи. Видовдан стал для сербов водоразделом в истории страны, которая и по сей день делится на события «до Косова» и «после Косова».
Видовдан и Косовская битва, оставившие глубокий отпечаток в национальной памяти жителей Сербии, стали в их сознании синонимом косовского завета. Несмотря на поражение и потерю суверенитета, этот праздник считается в стране днём национального духа и символом стойкости сербов. Для большинства из них поражение в битве затмевается идеей и верой в конечную победу православной идеи Царствия Небесного, ради которой сербский народ сознательно принёс себя в жертву.

Святейший Патриарх Сербский Порфирий выступая в 2021 году по случаю Видовдана сказал, что «Грачаница – это наши глаза, наши уши, наше сердце – так решил князь Лазарь в День святого Вита. Он выбрал веру во Христа, а не праздничную трапезу. И поэтому, когда говорят нам оставить Грачаницу, отказаться от Косово и Метохии, ну, господа, вы бы позволили себе вырвать глаз, отрезать уши, вырвать сердце? Мы знаем, что вы не согласитесь. Это битва за существенную свободу», – сказал Патриарх.

Сербы верны Косовскому завету и сегодня

Несмотря на прошествие стольких веков от подвига князя Лазаря, битва за сохранение Косово и Метохии продолжается для сербов по сей день – и в прямом, и в переносном смысле. Стремясь с помощью Запада отнять у сербов эту святую землю, албанцы прибегают ко всевозможным средствам, в том числе переписывают историю, уничтожают памятники духовности и культуры сербского народа.

Не стоит долго искать примеры притеснений православных на юге Сербии, так как даже в нынешнем 2022 году было несколько нападений на храмы. В связи с чем Сербская Православная Церковь просила ОБСЕ и KFOR защитить верующих в Косово и Метохии. Несмотря на многотысячную группу верующих, посещающих эти святые места, многие не смогли оказаться на торжествах из-за ограничений, введенных полицией самопровозглашенного государства Косово. Кого-то не пустили из-за национальной символики. Были случаи задержания при жестких осмотрах, которым подвергались и священнослужители, и монашествующие.

О сербских святынях в Косово и Метохии написано много художественных произведений, трудов, монографий, снято множество документальных фильмов. С их помощью сохраняется память о корнях идентичности для сербов, а также предоставляются подлинные сведения о многострадальной истории сербского народа на этой земле. В сербском фольклоре сложился целый цикл песен, посвящённых этому событию. В них святой князь и его воеводы принимают вызов султана и выходят на бой. Храбрый Милош пробирается в стан противника и убивает там Мурада. Как водится в подобных легендах, не обходится и без предателя. Им становится зять Лазаря — Вук Бранкович, который в разгар битвы уводит своих воинов с поля боя и становится виновником разгрома.

Кроме этого, существует еще много народных преданий, поверий, связанных с Видовданом. В Косово рассказывают, что накануне Видовдана, в глухую пору ночи все реки в одно мгновение начинают течь красные как кровь. Потому что очень много воинов в тот день оставили свои жизни на Косовом поле. Кукушки перестают куковать — в память о погибших косовских героях. В этот день в Сербии не поют, не играют и не веселятся.

Помнить Видовдан

Косовская битва со временем заняла центральное место в истории сербского народа. А праздник Видовдан стал национальным. В какой бы точке земного шара сербы не оказались, они стараются организовать памятные мероприятия. Заграницей их совместно проводят сербская диапора, посольства и епархии Сербской Православной Церкви. Однако центральные торжества проходят на месте битвы в Косово и Метохии, на юге Сербии.

Косовская битва Видовдан

Многие сербы считают, что именно этот день позволил им проявить свою доблесть и национальный характер. Спустя многие поколения, когда со времён битвы минула не одна сотня лет, вплоть до середины XX века на Видовдан женщины надевали чёрные платки, платья и скорбели по погибшим. Отменялись все развлекательные мероприятия. Вечером жители городов и сёл отправлялись в храмы на поминальную литургию.

Настоящим символом Видовдана стал цветок пиона. По одной из легенд, раньше эти цветы были белыми. Но после Косовской битвы они стали красными от крови, пролитой сербами. Несмотря на то, что после поражения страна попала в рабство, нация сумела выжить и возродиться. Красные пионы стали для многих символом надежды и веры в то, что никому не под силу покорить гордый и свободолюбивый сербский народ.

Во времена социалистической Югославии эта практика столь широко, как ранее, не распространялась, поскольку страна была многонациональной. Однако и тогда коммунистические власти отдавали Видовдану должное значение и отводили ему особое место. Например, в 1989 году — в шестисотую годовщину битвы — на Косовском поле собрались около двух миллионов сербов, которые пришли на него вместе со своим лидером Слободаном Милошевичем.

28 июня на место битвы ежегодно съезжаются сотни и тысячи православных верующих. Причём не только из Сербии, но и из России, Черногории, Украины, Белоруссии, Хорватии, США и других стран. Они принимают участие в церемонии посещения Косова поля и в торжественных богослужениях, посвящённых этому знаменательному в истории всех сербов событию.

Косовская битва – фундамент сербской нации

Из песни «Погибель царства Сербского»:

Милый Боже, как же поступить мне
И к какому прилепиться царству:
Изберу ли Царствие Небесное?
Изберу ли царство земное?
Если ныне выберу я царство,
Выберу я царствие земное,
Краткое есть царствие земное,
Небесное ж Царство будет вечно…
Битва на Косовом поле

 

 

Автор:
Доцент МГИК, канд. филол. наук
И. В. Князев

 


Поделиться


One thought on “Косовская битва – фундамент сербской нации

  1. Видовдан, Газиместан, Дейчаны, Раваница, Царь Лазарь, Милош Обилич….. Это все говорит о том, что Косово — это Сербия. И пусть сейчас временно сербский край Косово и Метохия под албанцами, все равно рано или поздно КиМ вновь будет сербским полностью и во всех смыслах!!!!

Добавить комментарий

Top