До сих пор на улицах Сербии (а особенно где-нибудь в провинции) можно встретить представителей этого легендарного автобренда. Авто марка, прошедшая года! Zastava Automobiles или просто Zastava!
Сербская автомобильная компания, являлась одним из крупнейших производителей автомобилей на Балканах. История компании началась в 1953 году, когда Zavodi Crvena Zastava (Заводы Красного Знамени) запустили первое производство автомобилей в Крагуевце, Сербия. Изначально, компания устанавливала лицензии для производства автомобилей Fiat. А позже разработала свои модели автомобилей.
Одной из самых известных моделей этого бренда является Zastava 750, также известная как «Фика», разработанная на базе Fiat 600. Этот маленький экономичный автомобиль стал очень популярным в Социалистической Федеративной Республике Югославия. И производился с 1955 по 1985 год.
В 1980-х и 1990-х годах, во время политической и экономической нестабильности на Балканах, Zastava выпускала модель Yugo, экспортируемую во многие страны Европы и США. Однако, из-за низкого качества и проблем с безопасностью, автомобили Yugo получили не самую лучшую репутацию.
Следующая популярная модель компании была Zastava 101, разработанная на базе Fiat 128. Серийное производство этой модели началось в 1971 году. И продолжалось до 2008 года.
Маленькая Zastava 101 продержалась на рынке 37 лет. Она пережила производственную программу сербского автопроизводителя даже после появления более современных моделей, экономические санкции против правительства Милошевича и даже бомбардировки завода в 1999 году.
Модель 101 получила широкое признание благодаря своей простоте, надежности и доступной цене.
Маленькая Zastava 101 продавалась не только на родине, в Югославии. Был организован ее экспорт в некоторые страны социалистического содружества. Можно было встретить ее и в Советском Союзе. А, например, со второй половины 70-х годов прошлого века автомобиль можно было приобрести в тогда еще дружественной Чехословакии. Однако там Застава стоила 65 000 крон и считалась дорогой. Примерно в те же деньги стоила Lada 1300. А местная Skoda 120 была на 7000 крон дешевле.
Легендарная Zastava ушла вслед за страной, где производилась
Однако, к концу 2000-х годов, компания столкнулась с серьезными финансовыми проблемами и тяжелым экономическим кризисом в Сербии. В 2008 году, производство автомобилей Zastava было приостановлено. И компания была вынуждена объявить о банкротстве.
В 2008 году, Сербский автомобильный концерн Fiat Group Automobiles приобрел большинство акций компании. И создал совместное предприятие «Fiat Automobili Srbija» (Fiat Automobiles Serbia) для производства и сборки автомобилей Fiat в Крагуевце. С тех пор, большинство автомобилей, выпускаемых на заводе, относится к бренду Fiat.
Сегодня Zastava остается историческим брендом, связанным с развитием автомобильной индустрии в Сербии. Хотя фабрика в Крагуевце больше не производит автомобили под этой маркой, бренд все еще является источником гордости для сербского народа. А их раритетные модели сохраняются в автоколлекциях, музеях и в провинции.