Вы здесь
Главная > Актуальное > Когда человеку легко на душе? Избранные поучения епископа Хризостома (Воиновича)

Когда человеку легко на душе? Избранные поучения епископа Хризостома (Воиновича)

Избранные поучения епископа Хризостома

В издательстве Дмитрия Харченко вышла книга «Когда человеку легко на душе? Избранные поучения епископа Хризостома (Воиновича)» в переводе с сербского Александра Логинова.

В книге сформулированы несколько важных жизненных правил, в основе которых незыблемые христианские ценности. Кто решит им следовать — оживит душу, почувствует в себе скорые изменения и научится выстраивать добрые взаимоотношения с ближними.

Епископ Хризостом (Воинович) (1911-1989) — архиерей Сербской Православной Церкви, епископ Браничевский, многолетний редактор газеты «Православный миссионер». За время управления им Браничевской епархией было освящено 30 новых храмов, 85 приходских домов и 13 монастырских корпусов. Особое внимание он уделял подготовке священнических кадров и развитию монастырей. Много проповедовал, писал.

Подробнее о книге можно ознакомиться на сайте издательства: https://taki.by/catalog_/kogda-cheloveku-legko-na-dushe

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Когда человеку легко на душе? Избранные поучения епископа Хризостома (Воиновича)»

поучения епископа Хризостома

Верный в малом

Господин его сказал ему:

хорошо, добрый и верный раб!

В малом ты был верен,

над многими тебя поставлю;

войди в радость господина твоего. (Мф. 25: 23)

Когда мы, обыкновенные люди, начинаем размышлять о мире и жизни, и о себе самих, нам хочется иногда пожалеть себя.

Вся наша жизнь складывается из небольших событий и маленьких дел, которые в общем житейском потоке совсем неприметны. Проживем свой век и оставим за собой незначительный след только в узком кругу, в котором мы вращались. И однажды угаснем для этого мира, не дав ему ничего значительного и ничего, что останется на длительное время. Люди, которые нас знали, еще некоторое время будут вспоминать о нас хорошо или плохо, и затем постепенно нас забудут. А когда пройдет лет двадцать после нашей смерти, тяжело будет найти человека, помнящего нас на этой земле.

Действительно, мы — обычные люди, и дела наши незначительны для мира, но не всегда Бог измеряет вещи так, как измеряем их мы, люди. Ведь и за нас незначительных умер Христос, и нас Он назвал Своими младшими братьями, и нам, по нашим силам, дал совет быть Ему верными в малом (Лк. 16: 10). Пока ходил по земле, великую любовь Он оказывал именно обычным и незначительным. Незначительными в глазах мира были те, кого Он выбрал своими учениками, незначительными были те женщины, которые Ему помогали и сопровождали Его, незнатными были те друзья, в чьи дома Он входил. Он не воздерживался говорить о самых значительных проблемах с той простой женщиной, которую встретил возле Иаковлева колодца, не стеснялся войти в дом малого Закхея, не оттолкнул презренную грешницу, которая омыла Ему ноги в доме Симона прокаженного. Ко всем тем бедным и униженным Он относился с таким же уважением, как и к «большему из рожденных женами» — святому Иоанну Крестителю. Ибо все для Него сыновья Отца Небесного, все Ему одинаково дороги, все они Его меньшие братья.

Значит, не нужно сожалеть, что, возможно, мы не сможем показать миру великие дела, и, возможно, не будет того, по чему люди смогут нас вспомнить. Для Бога достаточно, чтобы мы были верны Ему в малом: в преданном исполнении каждо­дневных обязанностей, в ревностном выполнении небольших обязательств, которые Бог ставит перед нами, и которые мы сами берем на себя.

Ведь зачем мечтать о великих делах, а постоянно пропускать обычные обязанности, которые Бог нам посылает каждый день, и которые нужно выполнить: кому­-то помочь, кого-­то утешить, людям, с которыми мы встречаемся в жизни, выказать свою доброту и любовь? И зачем мечтать о любви к целому миру, а не выносить и тех нескольких людей в своем ближайшем окружении, иметь соседа или соседку, родственника или родственницу, с которыми не разговариваем?

Будем верны Богу в малом, не ожидая от жизни каких-­то великих триумфов.

Все, что сделано по доброй воле и от чистого сердца, Бог принимает как самый большой дар, даже если это что-­то незначительное в глазах людей.

В Евангелии есть трогательная сцена, когда Спаситель стоял перед Иерусалимским храмом и смотрел, как люди делают пожертвования. Подошла и одна бедная вдова и стыдливо опустила свои две лепты. Что эти две монетки означали для людей?! Но в глазах Спасителя они стали самым большим пожертвованием, ибо оно было подано от всего сердца.

Бог не меряет дела по их внешней величине, но по их внутренним качествам. Поэтому апостол и советует: И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Кол. 3: 23).

А служа людям вокруг себя, в действительности служим Господу.

Есть у Толстого потрясающая притча о подвизавшемся в скиту иеромонахе Сергии, которому Бог в пример поставил одну бедно одетую пожилую госпожу. Она целый день бегала по городу и давала уроки, и так содержала больного зятя и дочь с многочисленными детьми. И делала это не думая, что таким образом действительно служит Богу и верна Ему в малом.

Жития святых полны таких малых Божиих тружеников. Уже первый по времени христианский святой — архидиакон Стефан, не занимал высокого положения ни в мире, ни в церкви. Диаконский чин и сегодня не является неким высоким чином, а в его время был еще ниже. В христианской общине в Иерусалиме, где он служил как диакон, все верующие имели общие трапезы, и диаконская служба, действительно, заключалась в служении за трапезой. По словам святого апостола Петра, это служение было ниже рангом и не пристало апостолам. Но святой Стефан и в таком незначительном служении был верен Богу, исполнен веры и Духа Святого, как записано в Деяниях святых апостолов, и его Бог избрал Своим первым святым и мучеником.

Итак, в любом деле можно послужить Богу, только если делать это по любви и с доброй волей. Бог видит каждый, и самый малый, труд; каждую, и самую тайную, молитву; каждую самую скрытую добрую мысль и намерение. Для Него важно все то, что служит добру, что служит любви, что служит человеку: и работа в канцелярии, и работа в школе, и работа на заводе, и хождение на рынок, и ожидание в очереди, и выполнение мелких домашних обязанностей.

Бог не только там, где свершаются великие дела, дела, которые будут записаны в историю, но Он и там, где мать растит своего ребенка, где человек тяжелым честным трудом зарабатывает хлеб для своей семьи. Бог там, где человек любит, где человек приносит жертвы ради другого человека, где человек радуется человеку.

Один вдохновенный индийский поэт написал, что «от звуков Божией свирели все одинаково танцует и трепещет: от планет до атомов».

Он везде, и всё для Него одинаково важно.

Итак, будем верны Ему в малом: в ежедневных трудах и заботах, из которых соткана наша жизнь, сознавая, что таким преданным, пусть и самым незначительным, трудом и каждой жертвой мы участвуем в Его великом деле и служим Ему, Наивысшему, Наивеличественнейшему.

И пусть будет на нас безграничная милость Его, и через нас незначительных прославится святое и великое Имя Его! Аминь.

поучения епископа Хризостома


Поделиться


Добавить комментарий

Top