Президент Республики Сербской Милорад Додик заявил, что исход сараевских сербов, хотя был одной из самых больших и шокирующих трагедий, постигших страдающий сербский народ в конце 20-го века. Но он также был исходом к свободе. Потому что сараевские сербы бросили свои дома, хозяйства и многовековые очаги, чтобы свободно жить в своей Республике Сербской.
«Сегодня Восточное Сараево — уникальный во всех отношениях город. Это единственный город, который оборонялся в Оборонительно-Отечественной войне и в котором сербские бойцы — сараевские сербы — отразили 35 наступлений противника. Но в итоге за столом переговоров, к сожалению, большая часть была передана в руки тех, от кого они защищались», — сказал Додик газете «Срна».
Президент Республики Сербской подчеркнул, что Дейтонское мирное соглашение действительно означало конец кровавой войны в Боснии и Герцеговине. Но оно причинило огромную несправедливость по отношению к сараевским сербам, которые в начале войны покинули свои дома и нашли убежище в сербском Сараево сначала в 1992 году. А затем, после Дейтона, в 1996 году, они вновь покинули родные дома и снова отправились в неизвестность.
Годовщина исхода
По случаю 28-летия исхода сараевских сербов Додик напомнил, что в феврале 1996 года сербы из сараевских поселений Вогошча, Илияш, Грбавица, Илиджа, Райловац, Хаджичи… во второй раз оказались в колонне беженцев. Но на этот раз они уходили не только сами, но и унося своих умерших предков. В течение многих лет мы слышали различные истории из федерального Сараево. Они считают, что, «исход сараевских сербов — это миф, который все еще живет».
«Но это не миф. Это не выдумка. И не сказка, как они пытаются это преподнести и по своей уже сложившейся матрице фальсифицировать историю и факты. Исход сараевских сербов – это правда, реальность, Голгофа, свидетелями которой мы стали.
Эти шокирующие сцены облетели весь мир. Вы никогда не сможете их удалить. Исход – это не «мирная реинтеграция сараевских поселений», как они говорят, а крупнейшая миграция сербов в конце 20-го века. Или чуть более красивое название для окончательного изгнания сараевских сербов из их родного города. От сараевских сербов требовалось продолжать жить под властью своих вчерашних врагов. Конечно, такая возможность была отвергнута. Потому что никто не гарантировал им безопасность и выживание в их очагах, которые они защищали и защищают», — сказал Додик.
Сараевские сербы как немой укор мировому сообществу
Милорад Додик заявил, что международное сообщество, как обычно, дало неубедительные и вялые гарантии, повторив лишь, что Сараево не может оставаться разделенным городом. А с другой стороны, оно осталось немым, глухим и слепым к открытым угрозам Алии Изетбеговича и его ближайших соратников, которые приказали, чтобы оставались только те сербы, у которых нет винтовки. Другими словами, любой, кто имел при себе винтовку, был бы арестован.
«Вот как они себя вели — нагло и высокомерно ворвавшись в одно сербское поселение, выдавая себя за великих освободителей, уничтожая сербский триколор и указывая на флаги с лилиями, под которыми они убивали, резали и насиловали. Это был явный признак того, что здесь нет спасения. «У сербов не было другого выбора, кроме, как собрать самые элементарные вещи и покинуть свои дома. И, что самое болезненное — выкапывать останки своих близких, чтобы покинуть свои очаги вместе с ними», — сказал Додик.
Он подчеркнул, что именно поэтому сараевские сербы и Восточное Сараево уникальны. Потому что они прошли через то, через что прошли немногие люди в прошлой гражданской войне в Боснии и Герцеговине. «Они являются символом страдания, но также и символом возвышения. Некоторые из них путешествовали по всему миру, по всей планете. Но многие остались и начали с нуля, строя свой город Восточное Сараево, фундамент которого был заложен жизнью более 4000 бойцов и 3500 раненых».
«Благодаря им Восточное Сараево живет сегодня. Строится и развивается, как современный город, предоставляя убежище и безопасную гавань для многих сараевских сербов в свободной Республике Сербской», — подчеркнул Додик.